Что такое монтировка? Виды монтировок

Для чего нужна монтировка?

Приспособление выполняет функцию рычага и простого ударного инструмента. Фомка поможет выполнить следующие задачи:

  • перемещение тяжелых предметов;
  • раскалывание твердых материалов – камня, бетона, льда;
  • демонтаж конструкций из дерева и пластика;
  • электротехнический лом с резиновым покрытием используют в качестве аварийного инструмента при чрезвычайных ситуациях.

Автолюбители используют ручной рычажный инструмент для монтажа и разбортировки шин, в кузовных работах. Ломик можно применить в качестве универсального ключа – открывать заклинившие замки. Срок службы монтировки не ограничен, все зависит от правильности использования и условий хранения.

Инструмент отличается формой, материалом изготовления, конструктивными особенностями. Различают следующие виды мини-ломиков:

Что же такое – монтировка?

Итак, монтировка – это ручной инструмент. Она является, одновременно, рычажным и ударным приспособлением, что очень удобно для применения во время всевозможных монтажных работ, не только для авторемонта, но и для ремонтных работ квартиры, на производстве и тому подобное. Представляет собой монтировка короткий металлический и очень прочный стержень с плоской заточкой по краям. Проще всего, посмотреть в интернете, как выглядит монтировка, фото многое прояснит и больше вопросов возникнуть не должно. Монтировки бывают нескольких видов, отличающихся, например, по форме.

  • · Г-образные
  • · S-образные
  • · Прямая с ручкой и прочие

Кроме того, благодаря своим плоским и заточенным концам монтировка может выполнять функции гвоздодера. Опытные мастера с успехом используют этот инструмент, применяя его «во всех случаях жизни», как говориться. Для этого инструмента имеет огромное значение максимальная прочность, которую только можно «выжать» из тонкого стержня. Потому широкую популярность имеет монтировка из титана. Этот металл чрезвычайно прочен и способен выдержать большие нагрузки. Кроме того, для придания большей жесткости, сам стержень делают не цилиндрической формы, а квадратной.


Выбор монтировок различных форм, с всевозможными приспособлениями, гвоздодерами и тому подобным, в современных магазинах достаточно велик:

Материал

Для изготовления монтировок в большинстве случаев используют среднеуглеродистую сталь или титан.

Для работы в коррозийной среде производят инструмент из нержавеющей стали.

Титановая монтировка отличается от стального варианта меньшим весом и более низким коэффициентом расширения.

Она устойчивее к коррозии и подходит для работы практически в любых погодных и температурных условиях, за счет этого ее цена значительно выше.

Срок службы титанового инструмента практически не ограничен.

Она устойчивее к коррозии и подходит для работы практически в любых погодных и температурных условиях, за счет этого ее цена значительно выше.

Материал изготовления

Монтировка может изготавливаться из различных металлов:

  • Среднеуглеродистая сталь.
  • Титан.
  • Медь.
  • Биметалл.

Чаще всего можно встретить в продаже именно инструмент из среднеуглеродистой стали. Такой сплав железа позволяет монтировке при чрезмерно сильном механическом воздействии сгибаться, а не ломаться. Если инструмент сломается, то это чревато получением травмы. Когда же он подогнется от нагрузки, то можно понять, что такой рычаг слишком слаб для подобной задачи. Хотя согнутая монтировка считается испорченной, но в отличие от сломанной она в момент перегрузки не наносит травм.

Стоит отметить, что при перегрузке возможен слом монтировки из среднеуглеродистой стали. Это происходит в случае ее неправильной термической обработки на производстве. Закаленный металл поддается недостаточному отпуску, поэтому сохраняет остаточную хрупкость. Подобные сплавы могут делаться устойчивыми к коррозии.

Титановые практически вечные. Они в разы крепче стальных. Также они имеют неоспоримое достоинство – устойчивость к коррозии. На них не появляется ржавчина. Их даже не нужно красить.

Медные являются искробезопасными. То есть при ударе ими об металл исключается образование искр. Они намного менее устойчивы на изгиб, быстро изнашиваются при использовании. Их применяют при ремонте колес в условиях высокой концентрации взрывоопасных веществ в воздухе. Для увеличения прочности производятся омедненные монтировки из стали. Стальной стержень просто покрывается сверху толстым слоем меди.

Биметаллический инструмент менее безопасный, поскольку при работе им возможно сорвать его оболочку и добиться фактического касания внутренней стали с металлическими предметами, что сопровождается искрообразованием.

Медные являются искробезопасными. То есть при ударе ими об металл исключается образование искр. Они намного менее устойчивы на изгиб, быстро изнашиваются при использовании. Их применяют при ремонте колес в условиях высокой концентрации взрывоопасных веществ в воздухе. Для увеличения прочности производятся омедненные монтировки из стали. Стальной стержень просто покрывается сверху толстым слоем меди.

Монтировка. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Монтировка – ручной инструмент ударного и рычажного типа. Он представляет собой стальной стержень с конусообразной или плоской заточкой по краям.

Монтировка – ручной инструмент ударного и рычажного типа. Он представляет собой стальной стержень с конусообразной или плоской заточкой по краям.

Ответы на частые вопросы

«Какая монтировка лучше?»

Экваториальная или азимутальная?
Нельзя однозначно сказать, что тот или иной тип монтировки безусловно лучше других. У всех есть свои плюсы и минусы, иначе бы не существовало альтернатив. Рассмотрим подробнее достоинства и недостатки монтировок двух самых популярных типов.

Альтазимутальные
К ним же относятся добсоновские. Этот тип активно отвоевывает себе популярность, и если раньше азимутальные монтировки были характерны только для самых дешевых малых телескопов, сейчас же они применяются для самых высокотехнологичных моделей с большой апертурой.

Достоинства альтазимутальной монтировки

  • Простая и устойчивая система крепления, не требующая противовесов на осях и не имеющая значительных масс далеко от центра тяжести, приводящих к вибрациям и увеличивающих нагрузку на штатив. В типичном случае достаточно одного подшипника по горизонтали и двух по вертикали.
  • Простая и интуитивно понятная для начинающих.
  • Более транспортабельна, чем большинство экваториальных, особенно при апертурах более 200 мм, и часто быстрее готовится к наблюдениям.
  • Легко построить самостоятельно.
  • Более доступная по цене, особенно при больших апертурах.

Недостатки альтазимутальной монтировки

  • Невозможно вести объект мотором только по одной оси. Для длительного ведения требуется двухмоторная управляемая компьютерным контроллером система или специальная экваториальная платформа. При этом даже двухмоторная система не может вести объект при его прохождении точно через зенит («добсоновской дыры»).
  • Отсутствие постоянной ориентации поля зрения относительно небесных координат затрудняет поиск слабых объектов методом «звездных прыжков».
  • В случае наличия координатных кругов по азимуту и высоте, их применение для поиска объектов требует предварительного пересчета координат, причем его необходимо выполнять с минимальной задержкой, лучше всего на компьютере в реальном времени.
  • Вращение поля зрения ограничивает фотографию до небольших выдержек (если не применяется дорогостоящий деротатор поля). Гидирование при длинных выдержках может быть очень непростым, из-за неинтуитивной связи изображения и ручек коррекции дрейфа.

Экваториальные монтировки
Эти монтировки устанавливаются согласно небесной системе координат. Они являлись основным типом монтировок для любительских и профессиональных телескопов более ста лет. Существует довольно много их конструкций: «немецкая», «английское ярмо», «вилка» и т.п.

Достоинства экваториальных монтировок

  • Можно использовать часовой привод на оси прямых восхождений для долговременного слежения за небесным объектом.
  • Большинство конструкций экваториальных монтировок (кроме «ярма») могут наводиться на любую точку неба и вести объект.
  • Отсутствие вращения поля дает возможность заниматься астрофотографией с длинными выдержками и интуитивной коррекцией при гидировании, а также немного проще ориентироваться при планетных наблюдениях.
  • Применима техника поиска слабых объектов дрейфом от заметной звезды по прямому восхождению, в том числе на телескопах без часового привода.
  • Для нахождения невидимых в искатель объектов могут использоваться координатные круги по прямому восхождению и склонению.

Недостатки экваториальных монтировок

  • Хорошая экваториальная монтировка – обычно тяжелая и громоздкая. Она менее портативна, чем альтазимутальная, часто для транспортировки требуется еще и ее разборка на несколько частей.
  • В немецкой экваториальной монтировке для балансировки телескопа применяются тяжелые противовесы, расположенные на длинной штанге. В темноте на них легко случайно наткнуться и сбить наведение телескопа. Также бывает, что труба задевает треногу, если направлена в зенит, и требуется ее «переложить» вокруг оси.
  • Вынесенный груз создает дополнительный источник вибрации, если монтировка недостаточно жесткая. Скобы вилочной монтировки могут прогибаться под весом трубы и давать ошибки слежения и наведения, а также низкочастотные вибрации.
  • Хорошие экваториальные монтировки обычно имеют четыре подшипника и как правило более дорогие, чем сопоставимые альтазимутальные (хотя и их тоже можно изготовить самостоятельно).
  • Для точного ведения объекта необходима точная наводка монтировки на полюс Мира.
  • Менее интуитивна для начинающих, хотя с опытом затраты времени на поиск объекта становятся меньше, чем на альтазимутальной.

Ни один из этих недостатков не является поводом для отказа от использования того или иного типа монтировок в любительской практике. Для чисто визуальных наблюдений, особенно для начинающих, можно рекомендовать альтазимутальную монтировку. А для фотографии с длинными выдержками – экваториальную. Также азимутальную можно рекомендовать для больших апертур, но для них также подойдет и экваториальная монтировка с «разделенным кольцом». Компьютерное оборудование частично смягчает различия типов монтировок, хотя полностью их устранить неспособно.

  • Простая и устойчивая система крепления, не требующая противовесов на осях и не имеющая значительных масс далеко от центра тяжести, приводящих к вибрациям и увеличивающих нагрузку на штатив. В типичном случае достаточно одного подшипника по горизонтали и двух по вертикали.
  • Простая и интуитивно понятная для начинающих.
  • Более транспортабельна, чем большинство экваториальных, особенно при апертурах более 200 мм, и часто быстрее готовится к наблюдениям.
  • Легко построить самостоятельно.
  • Более доступная по цене, особенно при больших апертурах.

Виды инструмента

Монтировки могут иметь самые разные конфигурации. Рассмотрим самые распространенные варианты:

Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.

Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.

На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать инструмент как гвоздодер.

Если вам нужен вариант «на всякий случай», которым можно и окно снять, и колесо разобрать, то приобретайте именно эту конфигурацию.


На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать инструмент как гвоздодер.

Различные типы монтировок

При выборе телескопа далеко не все уделяют должное внимание его монтировке, хотя любой опытный любитель астрономии вам скажет, что даже телескоп с превосходной оптикой окажется практически бесполезным на хлипкой и шаткой монтировке. Проблемы начинаются при малейшем прикосновении к винтам тонких движений или ручке фокусёра. Малейший порыв ветра приводит к сильнейшей вибрации картинки, вплоть до того, что на высоком увеличении объект может просто уйти из поля зрения.

Кроме вопросов устойчивости к вибрациям, нагрузкам и порывам ветра, существуют также разные варианты выбора монтировки в зависимости от поставленных задач.

К счастью, в большинстве случаев, о многих проблемах уже позаботился производитель, укомплектовав оптическую трубу телескопа монтировкой требуемой грузоподъёмности и устойчивости. Но требования искушённого наблюдателя или опытного астрофотографа зачастую могут превосходить штатно заложенные возможности монтировки. Поэтому, в некоторых случаях стоит приобрести оптическую трубу телескопа и отдельно укомплектовать её подходящей монтировкой.

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённые типы монтировок, устройство важнейших узлов и поговорим о том, какая монтировка станет лучшим выбором именно для ваших задач.

Все существующие типы монтировок можно принципиально разделить на две основные группы – это альт-азимутальные монтировки и экваториальные. Азимутальные монтировки имеют две оси, одна из которых параллельна горизонту, а другая направлена в зенит. Экваториальная монтировка включает в себя две оси – ось склонений (DEC) и ось прямого восхождения (R.A.), которую также называют полярной или часовой осью.

Основной принцип работы экваториальной монтировки заключён в том, что ось прямого восхождения установлена под наклоном, угол которого равен широте места наблюдений, при отслеживании движения наблюдаемого объекта это позволяет вести телескоп только по одной оси. К примеру, Киев имеет географические координаты 50°27′ северной широты и 30°30′ восточной долготы. Следовательно, мы устанавливаем полярную ось под углом 50° по шкале широт монтировки и направляем точно на север. После этого ось прямого восхождения направлена на Полюс Мира – точку, вокруг которой Земля осуществляет суточное вращение.

Азимутальные монтировки

Главным преимуществом азимутальных монтировок является их, как правило, невысокая цена, устойчивость, малый вес и компактные размеры. Разными типами монтировок такого рода снабжают недорогие рефракторы начального уровня, компактные телескопы для обзорных наблюдений дип-скай объектов, а зачастую и массивные компьютеризированные телескопы для опытных любителей астрономии.

Первым типом азимутальных монтировок мы рассмотрим простые вилочные монтировки, которые применяются обычно в недорогих телескопах, рассчитанных на детей или начинающих любителей астрономии. В монтировках таких типов применяется цельнометаллическая литая вилка, оснащённая двумя винтами тормозов по каждой оси и простейшем механизмом тонких движений на горизонтальной оси. Этот механизм содержит в себе стержень, который имеет на одном из концов винт с мелкой резьбой. Во время грубого наведения телескопа по горизонтальной оси стержень свободно перемещается по направляющей, после чего фиксируется, а винтом тонких движений производится плавное наведение телескопа.

Другой тип азимутальных монтировок по своей конструкции во многом напоминает головку обычного фотоштатива. Принцип работы таких монтировок понятен по приведенным изображениям. В этих монтировках используется механизмы тонких движений по обеим осям, а их винты оснащены длинными ручками маховиками. Узлы тонких движений представляют собой возвратно-толкательные механизмы, ход которых, хотя и ограничен, но все-таки его вполне достаточно для длительного сопровождения наблюдаемого объекта.

Многие небольшие рефлекторы, короткофокусные ахроматические рефракторы или рефракторы апохроматы могут устанавливаться на так называемые полувилочные монтировки. Эти монтировки имеют конструкцию из одной консоли, вместо двух перьев классической вилки. Они удобны в первую очередь тем, что по средствам крепления типа ласточкин хвост на них можно установить разные трубы примерно одинаковых габаритов, а в разобранном состоянии они занимают очень немного места. Полувилочная монтировка может, как иметь механизмы тонких движений, так и быть оборудованной специальными фрикционами.

В последнем случае плавные перемещения телескопа обеспечиваются подбором нужного коэффициента трения и для ведения телескопа за объектом достаточно просто слегка подталкивать трубу. Полувилочная монтировка замечательно подходит для небольшого телескопа, который всегда можно взять с собой в путешествие для наблюдений настоящих сокровищ Вселенной под первозданно тёмным небом.

Многие из современных производителей выпускают мощные и крупноапертурные телескопы на альт-азимутальных монтировках. Но монтировки этих инструментов уж никак нельзя назвать вариантом для новичков, или лёгким и компактным способом установки телескопа.

Эти массивные устройства напичканы электроникой, которая способна производить точную привязку к месту наблюдения по GPS, автонаведение телескопа по средствам системы GoTo и точное отслеживание объекта в процессе наблюдения. При этом массивность и устойчивость таких телескопов исключают заметные вибрации при фокусировке или корректировке положения трубы.

Интересно также и то, что азимутальные монтировки такого класса довольно просто могут быть превращены в экваториальные с применением специального экваториального клина. Это устройство представляет собой две платформы, одна из которых устанавливается на треногу телескопа, а другая жестко закреплена на нижней платформе монтировки. Верхняя платформа на специальных кронштейнах наклонятся, параллельно с небесным экватором, что позволяет направить вертикальную ось монтировки на Полюс Мира.

Таким образом, достаточно лишь указать компьютеру телескопа, отвечающему за работу GoTo, что наблюдения ведутся в экваториальном режиме. И азимутальная монтировка может быть легко превращена в экваториальную для целей астрофотографии. Экваториальный клин обеспечивает универсальность применяемого оборудования. Ведь для обычных визуальных наблюдений можно без проблем использовать монтировку в штатном азимутальном режиме, при этом сохраняя портативность оборудования. Но если возникают задачи, требующие точного ведения за объектом без вращения поля зрения, или необходимо сделать снимок наблюдаемого объекта с продолжительной экспозицией, то установка клина легко превратит азимутальную монтировку в экваториальную.

Экваториальные монтировки

Как упоминалось выше, у экваториальной монтировки одна из осей, которую называют полярной, направлена соответственно на Полюс Мира, что и позволяет, отслеживать наблюдаемый объект, вращая лишь одну ось. Конструкций экваториальных монтировок существует огромное множество, но наибольшее распространение получили два типа – это немецкая монтировка и вилочная. По сути это модификации рассмотренных нами типов азимутальных монтировок с тем лишь отличием, что их вертикальная ось наклонена под углом равным географической широте места наблюдений и направлена на север.

В немецкой монтировке к полярной оси (R.A.) крепится корпус оси склонений (DEC). С одной стороны на ось склонений устанавливается труба телескопа, а с другой на специальной штанге противовес, который уравновешивает конструкцию. Экваториальные монтировки снабжаются механизмами тонких движений в виде толкательного механизма или червячной пары, и конечно координатными кругами, которые в некоторых случаях могут упростить поиск труднодоступного объекта.

В работе с экваториальными монтировками и в особенности немецкого типа крайне важна точная балансировка. Устанавливая ось склонений горизонтально, зажимаем тормоз полярной оси и, ослабляя трубу в кольцах или зажим ласточкиного хвоста, производим балансировку трубы. После того как труба сбалансирована и не имеет заметного «разгона» при вращении, выставляем противовес. На этот раз необходимо зажать ось склонений и, вращая телескоп вокруг полярной оси, добиться баланса с трубой, перемещая противовес по штанге.

К процедурам балансировки и настройки монтировки нужно подходить очень аккуратно, ведь, после первоначальной сборки, монтировка сильно разбалансирована и отпустив тормоз, можно случайно повредить трубу телескопа или узлы монтировки. А важность самой процедуры балансировки сложно переоценить, ведь в случае пренебрежения ею, монтировка испытывает чрезмерное напряжение общей конструкции, что станет причиной сильных вибраций, и нагрузку на механизмы тонких движений, что приводит к быстрому их износу.

Экваториальные монтировки немецкого типа разного класса грузоподъёмности на сегодняшний день являются наиболее распространёнными среди любителей астрономии, причиной тому является их универсальность. Ведь в отличие от вилочных монтировок, на немецкую монтировку могут быть установлены трубы самых разных типов и оптических схем, вписывающиеся при этом лишь в предел грузоподъёмности монтировки. В итоге производитель получает возможность ограничить линейку своих монтировок буквально несколькими типами, которые будут совместимы с телескопами того или иного класса. А любитель астрономии при этом получает универсальное устройство, с возможностью установки самых разных инструментов, в зависимости от его задач и наблюдательных предпочтений.

Определённым неудобством типичной немецкой монтировки является то, что при прохождении через меридиан в районе зенита до точки севера, труба своим нижним концом обычно упирается в штатив или колонну телескопа. Приходится проводить «перекладку» – т.е. повернуть телескоп на 180° по склонению и на 12ч по прямому восхождению.

Экваториальные монтировки вилочного типа, хотя и не так распространены и универсальны как немецкие, имеют собственные неоспоримые преимущества, особенно когда речь идёт о крупных и массивных инструментах. Именно монтировки вилочного типа тех или иных модификаций имеют большинство крупнейших профессиональных телескопов во всём мире.

Здесь вместо корпуса оси склонений к полярной оси крепится U-образная вилка, в которой на двух полуосях труба телескопа перемещается по склонению. Вместе с компактными телескопами кассегреновских систем, таких как Шмидт-Кассегрен, Максутов-Кассегрен вилка работает замечательно. Вилка не применяется с рефракторами из-за их длинных труб и крайне редко используется с телескопами системы Ньютона. Но с компактной трубой её консоли имеют небольшую длину, что обеспечивает высокую жёсткость и компактность всей конструкции. Вместе с тем, вилочная монтировка не обладает такой универсальностью, как немецкая. Отдав предпочтение именно этому типу, стоит осознавать невозможность замены оптической трубы телескопа, например для широкоугольной съёмки, и помнить о некоторых трудностях, связанных с установкой дополнительного оборудования.

Монтировка Добсона

Основной принцип телескопов на монтировке Добсона это парадоксальное сочетание минимализма в подходе к самой конструкции и максимализма в апертуре и реализуемых возможностях. На монтировку Добсона устанавливают довольно крупные и светосильные телескопы Ньютона.

В исполнении для начинающих наблюдателей это могут быть 150-200мм телескопы, со светосилой 1/8-1/6. А для искушённых охотников за дип-скай объектами существуют телескопы с главным зеркалом от 300мм до невероятных 600мм и даже больше.

Невероятная популярность телескопов на монтировке Добсона обусловлена несколькими важнейшими факторами для любителей астрономии – это доступная цена, большая апертура вместе с относительно компактными размерами, очень простая и при этом жёсткая и надёжная конструкция.

В этих монтировках сохранены все принципы классической вилочной монтировки. Вся конструкция вращается вокруг вертикальной оси, опираясь своей платформой на три опорных пятачка изготовленных из фторопласта или пластика, которые обеспечивают плавное движение. На трубе телескопа закреплены полуоси, которые укладываются на пару пластиковых опор закреплённых на боковых вертикальных стенках монтировки. Труба телескопа с объективом свыше 200мм нередко делается разборной или складывающейся, что значительно уменьшает габариты телескопа в собранном виде, позволяя ему без проблем поместиться в багажник легкового автомобиля.

В результате монтировка лишена всяческих механизмов тонких движений, тормозов и прочего, а низко расположенный центр тяжести обеспечивают превосходную устойчивость. Наведение телескопа осуществляется простым поворачиванием трубы в нужный участок неба, а ведение простым подталкиванием трубы вслед за «уходящим» объектом. Благодаря такой простоте и оперативности в работе, монтировка Добсона заслужила любовь тысяч наблюдателей всего мира.

Выбирая монтировку, которой будет оборудован ваш телескоп, трезво оцените свои возможности и, конечно, наблюдательные предпочтения. Перед началом и по завершении наблюдений оборудование придётся собирать, разбирать, настраивать. Всё это требует времени, порой даже заурядных физических усилий и, как правило, некоторой квалификации.

Если выбирая оптическую схему будущего телескопа ещё можно положиться на некоторые теоретические знания или авторитет производителя, то в случае с монтировками, всё очень индивидуально. Кто-то не может жить без дорогой и сложной экваториальной монтировки с Go-To и GPS, а кто-то убеждён в том, что нет ничего лучше монтировки Добсона. Попробуйте поучаствовать в наблюдениях местного астроклуба или посетить один из слётов любителей астрономии, где можно будет сполна набраться опыта и прочувствовать реальные преимущества разных конструкций.

Внимательно подойдя к этому вопросу, вы сможете сделать выбор в пользу инструмента, который в течение многих лет будет дарить прекрасные впечатления от наблюдений. Ошибка же будет стоить напрасно потраченных денег, а телескопу придётся просто пылиться в чулане, вместо того чтобы помогать вам изучить окружающую нас Вселенную.

В результате монтировка лишена всяческих механизмов тонких движений, тормозов и прочего, а низко расположенный центр тяжести обеспечивают превосходную устойчивость. Наведение телескопа осуществляется простым поворачиванием трубы в нужный участок неба, а ведение простым подталкиванием трубы вслед за «уходящим» объектом. Благодаря такой простоте и оперативности в работе, монтировка Добсона заслужила любовь тысяч наблюдателей всего мира.

Максимальная нагрузка

Этот показатель изменяется в Ньютонах и указывается на упаковке, идущей в комплекте с инструментом. От него зависит способность фомки выдерживать нагрузки без получения фатальных повреждений. Выделяют следующие виды нагрузок на изгиб и удар.

Но не стоит считать, что продукт получит не совместимые с эксплуатацией повреждения, если достигнет максимальных показателей. Эти значения выступают в качестве ориентира. Производитель выпускает изделие с большим запасом прочности. Но это не значит, что это утверждение стоит проверить. Используйте приспособление в области применения.

Но не стоит считать, что продукт получит не совместимые с эксплуатацией повреждения, если достигнет максимальных показателей. Эти значения выступают в качестве ориентира. Производитель выпускает изделие с большим запасом прочности. Но это не значит, что это утверждение стоит проверить. Используйте приспособление в области применения.

Область применения

Этот вариант чаще всего используется в автомобильной сфере. Одна сторона выполнена в виде расширенной и слегка согнутой лопатки, а вторая чаще всего заострена. Встречаются варианты, в которых расплющена только одна сторона.

Разнообразие ломов – отличия и особенности

Так как предназначение ломов разнообразно, то производители учитывают данные потребности и выпускают разные типы. Монтировки могут быть простыми. Заточка у них может быть конической или четырехгранной. Встречаются универсальные, заточка у такого типа ломов выполняется обычная – простая на одном конце, а другой конец немного лопатообразный. У специализированных ломов форму и заточку делают специальной, в зависимости от планируемых работ и конкретных условий.

Существует безыскровый лом, для изготовления его наконечника используется не сталь, а чистый металл, так как он не дает искр во время работы. Обычно в качестве сырья используется медь. Применяют такие ломы, если среда взрывоопасна. Подобные работы могут проводиться в зимнее время, когда поверхность покрыта льдом. Часто такими ломами работают, если нужно расколоть лед на канализационных крышках, связевых колодцах и в местах, где может скапливаться горючий газ.

Есть еще несколько типов. Например, классический лом, конструкция которого предстовляет собой обычный стержень с заостренными концами. А лом-ледоруб отличается особой топорообразной заточкой на одном или обоих концах. Обычно такими инструментами работают дворники, раскалывая лед на дорожках. Фомка же отличается от всех типов тем, что имеет более короткую длину, а заточка используется только плоская. Обычно стандартные монтировки напоминают форму букв «Г» либо «S».

Такие ломы применяются тогда, когда необходимо вытащить гвозди или просто убрать какой-либо элемент с поверхности. Монтировкой часто пользуются воры, хотя честным людям для разных работ подобный инструмент тоже пригодится. Например, во время выполнения ремонтных задач нужно вытащить из чего-либо гвозди, шурупы, болты, убрать старые плинтуса и тому подобное. Длина данного вида лома специально сделана небольшой, чтобы можно было работать на близком расстоянии к поверхности.

Многим кажется, что работать данным инструментом очень просто, он небольшой и нет ничего сложного в конструкции. Опытные мастера отмечают, что практика должна быть в любом деле, в том числе и в работе с ломом. Тут тоже есть свои правила и свои нюансы. Профессионалы советуют, что не следует налегать на данный инструмент всем телом, особенно в тех случаях, когда нет сильного упора на ноги. Потому что во время работы можно не только потерять равновесие, но и упасть. Особенно это опасно, если работа выполняется на высоте.

Азимутальная монтировка

Простая монтировка, пригодная для визуальных наблюдений. Обеспечивает устойчивое крепление телескопа и позволяет управлять телескопом, направляя его по вертикали и горизонтали. Некоторые азимутальные монтировки допускают установку экваториального клина, который переводит монтировку в экваториальный режим. При наведении на небесный объект с помощью этой монтировки следует пользоваться азимутальными координатами объекта.

Монтировки различаются конструктивно и делятся на четыре вида:

Neo 11-112

Гладкая 500-миллиметровая монтировка. Материал — прочный хромованадиевый сплав. С одной стороны инструмента есть удобный крючок, позволяющий быстро разбортировывать колёса автомобиля — инструмент также легко доставать из пространства между диском и резиной. Можно использовать для шин любого профиля.

Весит ломик всего 850 грамм. Комплектуется чехлом. Инструмент прошёл испытания и сертификацию TUV.

  1. Без выступающих частей и острых граней.
  2. Наличие удобного крюка, хорошо цепляющегося в случае необходимости.
  3. Не повреждает борта покрышки.
  4. Малый вес.
  1. Не выявлено.

Выпускает лучшую шиномонтажную лопатку Neo 11-112 и набор с четырьмя монтажками Neo 11-113. Камышинский завод, производящий также гаечные ключи, прославился своей оцинкованной монтировкой с крюком L850 90223217.

Монтировка XXI века

Шиномонтаж? Эвакуатор? Не смешите: ничего этого и в помине не было, не говоря о мобильниках, чтобы вызвать помощь. Сегодня другое дело: бескамерные шины спускают воздух реже, не так быстро, шиномонтажных мастерских полно… Впрочем, вдали от федеральных трасс, да еще для грузовиков, их и сегодня не густо. И что же? По-прежнему кувалда, мат и монтировка?

Спасибо добрым людям, просветили: прогресс затронул не только IT-сферу, появились и весьма эффективные и оригинальные решения проблемы разборки-сборки колес (в том числе грузовых), сберегающие не только силы, но и борт обода. А ругаться, держа в руках блестящий инструментарий, совсем не хочется, да и повода больше нет!

Итак, что же предлагает в XXI веке фирма GAITHER? Это, прежде всего, наборы Bead Saver System (в буквальном переводе, кстати, «хранитель борта»), позволяющие легко справиться с покрышками размерностью от 17,5 до 24,5 дюймов и напоминающие внешним видом увеличенный хирургический инструментарий. Да их детали и выполнены из высококачественной стали, ибо только прочный и длинный рычаг с правильной точкой опоры способен, как известно, на куда большее, чем разборка колес. Именно хитрые шарнирные опоры, вспомогательные проставки и позволяют обойтись без прищемленных случайно пальцев и поврежденных ободов, притом не надрываясь. (Советую, кстати, посмотреть видео, на котором с делом легко справляется изящная девушка.)

Тем не менее принципиально ничего нового в технологии разбортовки и демонтажа шин, на первый взгляд, будто бы нет. Но не спешите с выводами. Кроме упомянутых наборов, таких как стандартный 12880М, более универсальный 12880Е и облегченный MiniKit и J1, появились и более оригинальные узко специализированные приспособления.

Например, механический отбортовыватель BEAD VICE BV-04 работает по принципу винтового съемника, так что древний способ наехать на колесо или поднять машину на домкрате, уперев его в шину (не повторять — опасно!) можно забыть. Планка приспособления просто крепится в одно из отверстий обода, а потом надо просто крутить гаечным ключом винт своеобразной струбцины, легко отрывая даже самую прикипевшую покрышку. Кстати, если нанести на край шины специальную жидкость Super Slick’EM 12904 той же фирмы, дело пойдет еще легче.

Можно, однако, обойтись и вовсе без усилий, если есть источник сжатого воздуха (обычное дело для автохозяйств да и тяжелых грузовиков). Тогда с помощью эжекторного приспособления Boa Constrictor BC-04 достаточно… откачать воздух из шины через вентиль, а остальное сделает атмосферное давление! Это уж совсем щадящая для любого, даже самого нежного алюминиевого обода процедура. Усилия при этом развиваются приличные: напомним, атмосфера давит с силой 1 кг на каждый квадратный САНТИМЕТР покрышки. Прикиньте площадь ее поверхности и получите несколько тонн!

Ладно, колесо разобрали и починили. Но как посадить отремонтированную бескамерную шину на диск? Портативный компрессор с такой задачей не справится, да и в шиномонтажных мастерских эта задача отнимает немало времени, особенно в случае современных низкопрофильных широких покрышек. Бывалые советуют налить внутрь немного бензина и чиркнуть спичкой… Что ж, если реакция хорошая, а брови не слишком густые… Нет, все равно не стоит, тем более что у GAITHER появилась великолепная и легкая… «базука» BEAD BAZOOKA™ , стреляющая сжатым воздухом.

Дело тут вот в чем. Через вентиль быстро прокачать большой объем воздуха не сможет никакой компрессор — слишком мало сечение трубочки. А «базука» представляет собой небольшой (6 или 9 л) ресивер со специальным быстродействующим клапаном и спусковым курком. С помощью любого компрессора (даже портативного!) можно не торопясь накачать в нее воздух до 8–10 бар и затем выстрелить им через специальное раздвоенное сопло в щель между ободом и шиной. Доля секунды, хлопок — и покрышка уже на месте! В комплекте к «базуке» предлагают беруши и защитные очки, но, честно говоря, это кажется излишним. Разве что пользоваться ею профессионально, а не от случая к случаю.

И вот мы подошли к главному: а для кого, собственно, разработаны вышеперечисленные инструменты? Тут не обойтись без упоминания цены вопроса. Итак, наборы монтировок и шарнирных упоров обойдутся от 22 до 40 тысяч рублей. Для водителя, пожалуй, дороговато, а вот для небольшого шиномонтажа или автохозяйства — в самый раз. Вспомним, что обычные электрифицированные шиномонтажные станки стоят 200–350 тысяч, требуют подводки электросети (тоже недешево для организации небольшой мастерской), и притом никак не окупятся, если только не обеспечить поток клиентов по методу О’Генри — посыпая трассу гвоздями и саморезами.

Что касается «базуки», то она стоит от 17,5 до 22,5 тысяч, но притом настолько эффективна, что найдет применение и в крупном шиномонтаже со специализированными станками. Заметим, что встроенная в некоторые из них пневмосистема посадки покрышек работает куда хуже, но притом… в разы дороже!

Пригодятся инструменты GAITHER ремонтным летучкам, вахтовикам, участникам различных ралли-рейдов. Не удивился бы, увидев их на Дакаре, да что там — доведись самому поучаствовать в триале, обязательно взял бы в машину «тревожный чемоданчик» MiniKit или J1. Где? Ну хотя бы у российского дистрибьютора ООО «АЛИНА ТЕХНИК». Консультацию Вы можете получить, позвонив по телефону фирмы в Москве (499) 165–0000, 163–4342, на сайте www.1650000.ru или посмотрев видеоинструкцию по применению приспособлений GAITHER (где, кстати, с ними справляется даже хрупкая девушка).



  • Ладно, колесо разобрали и починили. Но как посадить отремонтированную бескамерную шину на диск? Портативный компрессор с такой задачей не справится, да и в шиномонтажных мастерских эта задача отнимает немало времени, особенно в случае современных низкопрофильных широких покрышек. Бывалые советуют налить внутрь немного бензина и чиркнуть спичкой… Что ж, если реакция хорошая, а брови не слишком густые… Нет, все равно не стоит, тем более что у GAITHER появилась великолепная и легкая… «базука» BEAD BAZOOKA™ , стреляющая сжатым воздухом.

    Что такое монтировка? Виды монтировок

    Монтировки и их выбор

    (автор Ульихин С.Ю., редактор Васильев Д.В.)

    Монтировка – это очень важная часть телескопа, при помощи которой осуществляется наведение на объект и слежение за ним. В зависимости от потребностей, к выбору монтировок можно подойти по разному. Для занятий астрофотографией, необходим один тип монтировок, для визуальных наблюдений другой тип. В том и в другом случае конструкция монтировки должна быть жесткой, от этого зависит насколько ветроустойчивой и вибростабильной она окажется, что на прямую влияет на комфортность наблюдений. То, как монтировка отреагирует на случайное прикосновение к трубе телескопа, или к фокусеру в момент наведения резкости, то есть насколько сильными окажутся вибрации. Если при визуальных наблюдениях можно пренебречь этим, дождавшись, когда изображение стабилизируется, то при астрофотографии такое не допустимо, изображение получится смазанным, и время, потраченное на работу, окажется напрасным.

    Существует два типа монтировок – это азимутальные и экваториальные монтировки.

    Азимутальные монтировки имеют две оси, одна параллельна горизонту, а другая направлена в зенит.

    Экваториальная монтировка имеет ось склонений и ось прямого восхождения, которую называют полярной осью или осью восхождения. Принцип работы экваториальной монтировки заключается в том, что ось прямого восхождения расположена под наклоном, угол которого равен широте места наблюдения, что позволяет вести телескоп за объектом по одной оси.

    Азимутальные монтировки

    Основным преимуществом азимутальных монтировок является относительно малая стоимость, малый вес, компактность и устойчивость. Такие монтировки используют вместе с недорогими рефракторами начального уровня, компактными телескопами для визуальных наблюдений дип-скай объектов.

    Первым типом азимутальных монтировок является вилочная монтировка. Такие монтировки рассчитаны для детей и начинающих любителей астрономии. В них применяется цельнометаллическая вилка, оснащенная двумя винтами тормозов и простейшим механизмом тонких движений. Во время грубого наведения горизонтальная ось находится в свободном положении, как только наведение осуществлено ось фиксируется и механизмом тонких движений производится корректировка телескопа.

    Второй тип азимутальных схож с головкой обычного фотоштатива. В этих монтировках используются механизмы тонких движений по обеим осям. Узлы тонких движений представляют собой возвратно-толкательные механизмы, ход которых ограничен, но при этом можно некоторое время следить за объектом.

    Третий тип азимутальных монтировок – полувилочные. В этих монтировках так же используются механизмы тонких движений по обеим осям. Многие телескопы могут устанавливаться на полувилочные монтировки посредством адаптера «ласточкиного хвоста». В первую очередь они удобны тем, что почти все трубы телескопов имеют возможность крепления ласточкин хвост, но на них можно установить трубы примерно одинаковых габаритов. В разобранном состоянии они занимают мало места. Полувилочная монтировка может быть снабжена как механизмами тонких движений, так и фрикционами. В случае с фрикционами, движение телескопа происходит посредством трения, то есть для слежения за объектом, необходимо подталкивать трубу.

    Любопытным видом азимутальных монтировок является монтировка Добсона. В ней сочетается простота и жесткость конструкции, а, следовательно, удобство в применении. На данный момент монтировки Добсона очень популярны среди любителей, так как они имеют меньшую стоимость, но при этом могут нести телескоп с большим объективом и при этом имеют компактные размеры. В такой монтировке вся конструкция вращается вокруг вертикальной оси на поворотном столе, на котором закреплены две опоры в котором закреплена труба телескопа. Трубы рефлекторов диаметром свыше 200 мм могут быть выполнены виде разборной фермы, что делает более компактной конструкцию телескопа, который можно уложить в багажник легкового автомобиля.

    В связи с особенностями конструкции монтировки Добсона не предназначена для астрофотографии, так как лишены механизмов тонких движений. Наведение телескопа осуществляется поворачиванием трубы в нужный участок неба, а ведение легким подталкиванием трубы вслед за уходящим объектом.

    Экваториальные монтировки

    Как говорилось выше, экваториальная монтировка имеет полярную ось, из-за чего можно использовать один привод для слежения за объектом. Существует большое количество конструкций экваториальных монтировок. Основными из них, пользующиеся большим спросом, являются немецкая и вилочная монтировка. Все эти монтировки это доработанные азимутальные монтировки, с той лишь разницей, что одна ось направлена на север и имеет наклон равный географической широте места наблюдений. К полярной оси крепится ось склонений, к которой, с одной стороны, посредствам адаптера «ласточкин хвост» крепится труба телескопа, а с другой штанга с противовесом, для уравновешивания конструкции.

    В экваториальных монтировках важна точная балансировка. В противном случае монтировкой будет трудно управлять, а телескоп будет плохо фиксироваться из-за перевеса конструкции в ту или иную сторону.

    Балансировка монтировки так же важна в плане износостойкости механизмов и корректного слежения за объектом. В том случае, когда монтировка не сбалансирована, происходит более резкий износ механизмов, зубьев шестеренок. При слежении за объектом, она будет давить на шестерни, и будет ощутима сильная вибрация, вращение будет происходить рывками, шестерни будут бить друг о друга и изнашиваться.

    Экваториальные монтировки немецкого типа получили широкое распространение из-за того, что они более универсальны, нежели вилочные монтировки. На них можно установить трубу телескопа различного типа, диаметра и оптических схем. Существует несколько классов экваториальных монтировок по грузоподъемности. Все это позволяет покупателю получить универсальное устройство, на которое он в последствии установит телескоп в зависимости от поставленных задач.

    Минусом немецкой монтировки является то, что в вертикальном положении труба обычно упирается в штатив и ее приходится переворачивать по оси склонения.

    Экваториальные монтировки вилочного типа имеют меньший спрос у любителей астрономии, из-за меньшей универсальности, но они так же имеют свои преимущества перед монтировками немецкого типа. Труба телескопа устанавливается на U -образную вилку, крепясь в двух точках, что делает движение трубы более стабильным. В вилочной монтировке нет мертвой зоны как в монтировках немецкого типа. На такие монтировки чаще всего устанавливают компактные телескопы Максутова-Кассегрена. На вилочные монтировки не устанавливают рефракторы из-за их размеров, редко, когда, устанавливают телескопы системы ньютона. Большим минусом вилочной монтировки является то, что под каждый размер вилки можно установить трубу телескопа только одного диаметра, а замена трубы на какой-либо другой вариант, требует перерасчета системы.

    Тренога штатив.

    Любые типы монтировок для устойчивости должны быть установлены на жесткие и устойчивые основания треноги или колонны.

    Тренога является мобильной составляющей конструкции, и выполняется в варианте с возможностью складывания, что удобно для транспортировки. Треноги для небольших телескопов делают из алюминиевой трубы, что удобно для визуальной астрономии. Для астрофотографии и для более больших телескопов треноги выполняют из стальной трубы, что значительно увеличивает жесткость и устойчивость конструкции, для придания дополнительной жесткости устанавливают центральную распорку.

    Для большей жесткости используют колонну, которая представляет собой металлическую трубу, внизу которой крепятся три опоры. Если такую конструкцию поставить на ровную поверхность, то она обеспечит лучшую устойчивость и большее пространство возле телескопа, нежели штатив.

    Также колонна является способом стационарного базирования телескопа больших размеров. В этом случае используют забетонированную трубу в отдельном фундаменте, из-за чего вся конструкция принимает максимальную жесткость и устойчивость.

    Для того чтобы сделать правильный выбор типа телескопа или монтировки, нужно точно знать, в каких целях будет использоваться оборудование. Если у вас есть желание только в визуальных наблюдениях и есть время на самостоятельный поиск объектов, то достаточно будет приобрести простую монтировку. Но тут важно, чтобы монтировка имела хотя бы небольшой запас прочности по допустимой нагрузке. Если она будет работать на пределе своих возможностей по удержанию телескопа определенного веса, то тут не избежать сильных вибраций и «дергания» изображения даже от малейших прикосновений при фокусировке или от порывов ветра. Если вы мечтаете об астрофотографии, то однозначно, монтировка должна быть с большим запасом прочности и обязательно с часовым механизмом (мотором часового ведения). Например, для телескопа весом 5-7 кг. нужна монтировка выдерживающая вес от 10 кг, а то и больше, в зависимости от габаритов телескопа. Ну а если у вас нет особо времени на самостоятельный поиск объектов, то стоит подумать о монтировке с системой автоматического наведения GOTO , которая сделает процесс поиска небесных объектов простым и доступным любому.

    Краткий обзор продаваемых монтировок

    Особой популярностью среди любителей астрономии пользуются экваториальные монтировки таких производителей как SkyWatcher , Celestron. Они в равной степени подойдут как для начинающих, так и для астрономов более профессионального уровня. Технические характеристики этих монтировок мы рассмотрим в виде таблицы

    Характеристики EQ-2 и EQ-3, EQ-5, НEQ-5, EQ-6

    Монтировки и их выбор

  • Ссылка на основную публикацию